Коэффициент трения между дорогой и автомобилем равен 0,10. Найти наименьший радиус поворота, который может сделать автомобиль, движущийся со скоростью 36 км/ч.
Решение.
Автомобиль можно
рассматривать как материальную точку, которая движется по окружности радиусом R со скоростью v. Следовательно,
автомобиль движется с центростремительным ускорением a.
На него действуют сила тяги F, сила тяжести mg, сила нормальной реакции опоры N,
сила сопротивления движению Fс и сила трения покой Fтр .
В направлении ускорения
на автомобиль действует единственная сила – сила трения покоя Fтр . Второй закон Ньютона
в проекциях на ось x: ma = Fтр .
Следует обратить
внимание на то, что рассматриваемая сила трения – эта сила трения покоя. Если
бы она отсутствовала, но присутствовала только сила трения скольжения, то
автомобиль не смог бы двигаться по окружности, поскольку он должен был бы
скользить в радиальном направлении. Только в этом случае возникла бы сила
трения, направленная к оси вращения и обеспечивающая центростремительное
ускорение автомобиля. Тогда автомобиль двигался бы по раскручивающейся спирали.
Это означает, что под коэффициентом трения в условии задачи следует понимать
коэффициент трения покой. Следовательно, Fтр = m0N.
Кроме того, на автомобиль
действуют сила трения качения и сила сопротивления воздуха. Они представлены в
виде результирующей силы – силы Fс . Она направлена по касательной к окружности, по которой
движется автомобиль. Поэтому эта сила не связана с центростремительным
ускорением автомобиля. Она преодолевается силой тяги.
На рассматриваемую
систему действуют еще две силы: сила тяжести и сила нормальной реакции опоры.
Обе эти силы действуют в вертикальном направлении. Поскольку ускорение
автомобиля в вертикальном направлении равно нулю, что векторная сумма этих сил
равна нулю. Следовательно, по модулю N = mg. Поскольку a = v2/R, из предыдущих формул
имеем: mv2/R = m0mg. Отсюда R = v2/m0g. Подставляя численные
значения, найдем R = 100 м = 0,1 км.
Ответ: R =0,1 км.
Источник: Пособие-репетитор для подготовки к централизованному тестированию. С.Н.Капельян, Л.А.Аксенович.
0 комментариев :
Отправить комментарий